Электрика

Оригинальные клеммы Wago против китайских (Germany&China)

Здравствуйте, уважаемые читатели и гости сайта «Заметки электрика».

Сегодня я решил провести один очень интересный эксперимент, о чем с Вами и поделюсь в данной статье.

Идея эксперимента следующая.

Хочу сравнить между собой оригинальные клеммы Wago с клеммами Wago, сделанными в Китае.

Оригинальные клеммы можно приобрести у официальных представителей Wago, а китайские экземпляры — на известной площадке Алиэкспресс (goo.gl/nQVuhe).

originalnye_klemmy_wago_protiv_kitajskix_2

originalnye_klemmy_wago_protiv_kitajskix_4

originalnye_klemmy_wago_protiv_kitajskix_3

originalnye_klemmy_wago_protiv_kitajskix_7

На сайте у меня уже есть отдельная статья про клеммы Ваго, и в ней я говорил, что не сторонник их применения в силовых цепях. Но тем не менее, я их активно использую в цепях освещения, слаботочных цепях и цепях различной автоматики, а также в качестве временных присоединений и т.п.

svetodiodnyj_prozhektor_SDO-3-200_ot_ASD_светодиодный_прожектор_СДО-3-200_от_ASD_11

kak_podklyuchit_lyustru_как_подключить_люстру_16

originalnye_klemmy_wago_protiv_kitajskix_8

Поэтому мне все же хочется узнать, а на сколько китайские клеммы хуже или лучше оригинальных!

В качестве подопытных я взял две оригинальные клеммы Wago 222 серии производства Германии (двойные 222-412 и тройные 222-413) и их китайские клоны РСТ (двойные 212 и тройные 213).

originalnye_klemmy_wago_protiv_kitajskix_1

Как видите, клеммы между собой похожи как две капли воды.

originalnye_klemmy_wago_protiv_kitajskix_6

Отличаются внешне лишь отсутствием зеленой маркировки «Wago».

originalnye_klemmy_wago_protiv_kitajskix_5

Согласно, ГОСТ IEC 60947-7-1-2016, клеммные колодки подвергаются механическим и электрическим испытаниям.

Проводить клеммам механические испытания (вытяжение, удар, вибрация и т.п.), а также разбирать и, смотреть состав и покрытие пружинной клеммы я не буду. В рамках данной статьи я остановлюсь сугубо на электрических испытаниях.

Согласно того же ГОСТа IEC 60947-7-1-2016, п. 8.4.1, перечень электрических испытаний включает в себя:

  • испытание на электрическую прочность
  • испытание на падение напряжения
  • испытание на превышение температуры
  • испытание на кратковременно-выдерживаемый ток
  • и другое

Из перечисленного выше перечня больше всего меня интересует испытание на превышение температуры и испытание на кратковременно-выдерживаемый ток.

Вот и проведем нашим оригинальным и неоригинальным клеммам Ваго данные испытания.

Испытание клемм на превышение температуры

Методика испытаний клемм на превышение температуры подробно описана в ГОСТе IEC 60947-7-1-2016 (п. 8.4.5).

Испытания проводятся на открытом воздухе. Собирается схема из пяти последовательных клемм с определенной длиной соединительных проводов, через них пропускается ток (величина определяется по Таблице №4, в зависимости от сечения проводников) до достижения установившейся температуры. В итоге, температура нагрева клемм не должна быть больше 45°С.

Но скажу сразу, что я немного отклонюсь от данной методики.

С помощью медного провода сечением 4 кв.мм подключил последовательно две оригинальные и две китайские клеммы следующим образом.

originalnye_klemmy_wago_protiv_kitajskix_9

А чтобы приблизить условия испытаний максимально ближе к действительности, то проверяемые клеммы я разместил в распределительной коробке.

originalnye_klemmy_wago_protiv_kitajskix_10

Вверху расположены оригинальные клеммы, а внизу — китайские.

originalnye_klemmy_wago_protiv_kitajskix_12

Далее наведу через клеммы их номинальный ток 32 (А) до достижения установившейся температуры, которую буду контролировать с помощью тепловизора.

originalnye_klemmy_wago_protiv_kitajskix_11

Суть эксперимента заключается в следующем.

Во-первых, клеммы, которые нагреются больше других, естественно, что обладают бОльшим переходным сопротивлением, а значит имеют меньшее сечение токоведущей части, хуже качество применяемого материала, меньшую силу прижимного контакта и т.д.

И второе, клеммы не должны нагреться выше, положенных им по паспорту, 85°С.

Итак, в первые секунды у нас имеется вот такая вот картина. Как видно по термограмме, температура окружающего воздуха составляет около 23°С, при этом клеммы уже успели нагреться до температуры 30-38°С.

originalnye_klemmy_wago_protiv_kitajskix_14

originalnye_klemmy_wago_protiv_kitajskix_13

Прошло по времени чуть менее часа.

originalnye_klemmy_wago_protiv_kitajskix_18

С виду ничего не оплавилось, внешних повреждений нет.

originalnye_klemmy_wago_protiv_kitajskix_19

originalnye_klemmy_wago_protiv_kitajskix_15

Оригинальные клеммы нагрелись до максимальной температуры 77°С (в среднем до 51-52°С), при этом подключенные к ним провода нагрелись до 80°С.

originalnye_klemmy_wago_protiv_kitajskix_17

Китайские клеммы нагрелись до максимальной температуры 87,6°С (в среднем до 58-63°С), при этом подключенные к ним провода нагрелись почти до 100°С.

originalnye_klemmy_wago_protiv_kitajskix_16

Как видите, провода подключенные к оригинальным клеммам нагрелись несколько меньше, нежели провода, подключенные к китайским клеммам. Это говорит о том, что сила прижимного контакта у китайских клемм слабее, чем у оригинальных, а значит они обладают бОльшим переходным сопротивлением.

В принципе, данный факт можно также подтвердить и путем измерения переходного сопротивления клемм с помощью микроомметра, по аналогии, как я измерял его у модульных автоматов. Если считаете, что подобные измерения необходимы, то дайте мне знать об этом в комментариях.

ВА47-29_от_IEK_и_iK60N_от_Schneider_Electric_4

Испытание клемм на кратковременно-выдерживаемый ток

Кроме нормальных режимов работы потребителей в цепи могут возникать аварийные и пусковые режимы электрооборудования, которые сопровождаются большими токами. Соответственно, клеммы должны быть устойчивы к таким режимам, не должно быть повреждений частей клемм, способных нарушить ее дальнейшую эксплуатацию.

Методика проведения испытания клемм на кратковременно-выдерживаемый ток подробно описана в ГОСТе IEC 60947-7-1-2016 (п. 8.4.6).

Для нашего эксперимента клеммы должны выдерживать ток 480 (А) в течение 1 секунды.

originalnye_klemmy_wago_protiv_kitajskix_20

Но я решил не ограничиваться одним разом, а прогрузить каждую клемму по несколько раз. Выставил на РЕТОМе автоматический режим — время прогрузки 1 секунду через паузу в 3 секунды, и начал эксперимент.

originalnye_klemmy_wago_protiv_kitajskix_21

originalnye_klemmy_wago_protiv_kitajskix_22

К сожалению, эксперимент пошел не по плану.

Успел прогрузить клемму 5 раз и на этом прекратил эксперимент. Паузы в 3 секунды оказалось очень мало и соединительные провода не успевали остывать, что привело к расплавлению их изоляции.

originalnye_klemmy_wago_protiv_kitajskix_24

originalnye_klemmy_wago_protiv_kitajskix_25

Изоляция проводов оплавилась, но при этом клемма осталась целой и невредимой — испытания током 480 (А) выдержала! Только вот провода от нагрева настолько вплавились в ее корпус, что вынуть их мне так и не удалось.

originalnye_klemmy_wago_protiv_kitajskix_26

Кстати, к слову.

В новостройках, где трансформаторная подстанция расположена вблизи жилого дома, где магистрали выполнены медными проводами с достаточно большими сечениями, токи короткого замыкания в квартире порой могут достигать 600-700 (А), а порой 1000 (А) и даже больше. Более точнее об этом можно сказать лишь после измерения параметров петли фаза-ноль.

Представьте себе, если при возникновении короткого замыкания по каким-либо причинам, вдруг не сработает автоматический выключатель, то до какой температуры у Вас может нагреться электропроводка и какие последствия могут при этом быть?!

Поэтому пользуясь случаем еще раз повторю, что при установке аппаратов защиты, будь то автоматический выключатель, дифавтомат, УЗО и т.п., всегда проверяйте их на работоспособность и соответствие заявленным параметрам и характеристикам. Не надейтесь, что АВВ или Шнайдер Электрик не нуждаются в проверках, у них также встречаются отказы и отклонения, вот даже тому наглядный пример.

Вернемся к нашим испытаниям.

После случившегося решил я прогружать клеммы по 2 раза и с более длительными паузами, чтобы дать время проводам остыть.

originalnye_klemmy_wago_protiv_kitajskix_30

По итогам испытаний можно смело сказать что, и оригинальные, и китайские клеммы, кратковременный ток величиной 480 (А) в течение 1 секунды выдержали и причем даже несколько раз подряд!

Заключение

После испытаний все клеммы остались живыми и невредимыми, за исключением небольшого форс-мажора с одной из клемм.

На основании данного эксперимента можно сделать вывод, что китайские клеммы Ваго не особо и уступают немецким клеммам. И сразу возникает встречный вопрос! А тогда зачем платить больше?!

Безусловно, что я даю лишь информацию для размышления, а основное решение остается только за Вами!

В заключении статьи хочу еще раз высказать свое мнение относительно применения клемм Ваго. Если уж Вы и хотите применять клеммы Ваго, то рекомендую применять их исключительно в цепях освещения, в цепях автоматики и прочих слаботочных цепях (с малыми токами), или в качестве временных подключений.

Применение клемм Ваго в силовых цепях я настоятельно не рекомендую! Для силовых цепей, например, розеточных линий или для питания каких-либо мощных электроприемников, в качестве способа соединения проводов я рекомендую использовать опрессовку или сварку.

originalnye_klemmy_wago_protiv_kitajskix_28

originalnye_klemmy_wago_protiv_kitajskix_29

Весь процесс испытаний клемм Вы можете посмотреть в моем видеоролике:

P.S. На этом, пожалуй, и все. Если возникли вопросы или есть какие-либо предложения по данной теме, то пишите об этом в комментариях. Всем спасибо за внимание. До новых встреч.

Источник

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *